Сосредоточением на своих мышцах йог мог их развивать настолько, что если их напрячь, они не травмировались железными клещами! Патрик Эдлингер является в Европе родоначальником скалолазания без альпинисткого снаряжения. Всё, что он имеет - мешочек с магнезией. Сила его рук такова, что оно может подтягиваться на любом пальце обеих рук! Когда актом воли мы посылаем наше сознание в другие нервные клетки, последние начинают развиваться и превращаться в такие же носители сознания, как и высокоразвитые клетки мозга. Для тех, кто не верит в фактичность эффекта влияния сознания на тело, предлагаем простой эксперимент: протяните правую руку со сжатым кулаком и вытянутым указательным пальцем. Теперь направьте внимание на вытянутый указательный палец, т.е. думайте с концентрированным вниманием об указательном пальце с чувством, что вы сами входите в точку пальца. Через некоторое время вы почувствуете тепло в пальце, в нём начнётся пульсация, он покраснеет.

Эта методика связана с медленными движениями, она базируется на простых, естественных для нецивилизованного человека навыках, помогавших ему выжить: элементов борьбы, охоты, бега и т.д. Важно отметить, что первобытный человек проделывал свою работу не просто с огромной затратой физический сил, но и с максимальной концентрацией внимания. Ведь невозможно вытаскивать огромную рыбу или метать копьё, думая о чём-то постороннем, эффект сведётся к нулю. Этот человек имел универсальные способности. т.к. вынужден был обходиться только своими возможностями и с утра до ночи его жизнь состояла из непрерывных упражнений, от этого люди были здоровы и обладали мощью и силой. Цивилизованный человек ограничил свою подвижность и появилось множество болезней, немощь, хворь. Многие виды спорта, развивая тело, дают большую нагрузку на сердце. Скажем, атлеты имеют расширенные сердца. За редким исключением, различные виды спорта дают одностороннее развитие: фехтовальщик сильно развивает правую руку и ногу, футболист - ноги и т.д. Если вы хотите развить все мускулы одновременно нужно заниматься всеми видами спорта. Но где на это время? С помощью данного метода вы гармонично и быстро разовьёте своё тело без спортивного инвентаря. Вам будет нужно зеркало и 20-30 минут каждый день! Система медленных упражений состоит из игровых движений в сочетании с сильной умственной концентрацией. Каждый может заняться таким спортом у себя дома. Во время упражнения, напрягая волю и воображение, мы сосредотачиваемся на движущейся мышце и посылаем в неё поток праны. Если мы сгибаем правую руку (медленно), непрерывно наблюдая это движение и представляя, что большое количество праны стекает сейчас в руку вместе с кровью, мы уже достигли результата! Мы используем созидательную мощь сознания. После нескольких недель тренировок, соединённых с умственной концентрацией, мы вдруг замечаем, что мышцы руки выросли так, как если бы мы выполняли нескольких месяцев! Мощь сознания придаёт мышцам такую форму и размеры, какие мы держим в воображении, как свой идеал. Секрет большого эффект медленных упражнений на мышцы состоит в созидательной мощи сознания. При этом крошечные окончания нервов, которые пронизывают всё наше тело, заряжаются сознательно, по нашей воле. Во время упражнений эти мельчайшие резервуары заполняются определённым количеством праны, построение мускулов продолжается не только во время упражений, но даже во время сна, прогулки! Например, один прыгун в высоту мечтал вырасти, страстно желал ставить рекорды, но с маленьким ростом это было невозможно. И он поставил перед собой задачу: "Каждый год расти на 8 см!" И вырастал, причём действительно на 8 см.
Стрельба из лука
Стоя, расставив ноги, поворачиваемся слегка медленно в сторону, как если бы мы держали лук в левой руке. Стоя твёрдо, натягиваем мышцы бёдер, рук, вытягиваем левую руку, натягиваем лук правой рукой и затем освобождаем тетиву. Всё упражнение занимает одну минуту. Заканчивается оно встряхиванием мышщ и глубоким медленным дыханием.
Рубка дров
Одно из важнейших упражнений. Стоя, расставив ноги, поднимаем руки перед зеркалом, воображая, что между сжатыми руками топор. Колем воображаемые дрова так, чтобы каждый удар занимал от одной до двух минут. В конце рассламляем мышцы, делаем глубокое дыхание.
Метание копья
Стоя, расставив ноги, вытянуть левую руку в сторону, сжимая кулак правой руки, как бы собираясь бросить копьё. Отводим назад правую руку, как бы собираясь бросить копьё. Отводим назад правую руку и слегка сгибаем туловище назад. Это основное положение. Теперь выполняем все движения метания копья вплоть до последней фазы, когда правая рука, держащая копьё, вытянута вперёд, а левая находится позади. Во время упражнения сгибаем колени, сначала правое, потом левое. Мы должны двигаться непрерывно, плавно, пластично, грациозно. Очень важно выполнять эти движения БЕЗ ВЕРХНЕЙ ОДЕЖДЫ, ПЕРЕД ЗЕРКАЛОМ! Будет неплохо, если освещение падает на тело таким образом, чтобы выгодно подчёркивать рельеф мускулатуры. Занимаем основную позицию перед зеркалом для метания копья, напрягая до предела каждый мускул, проходим через каждую фазу упражнения так медленно, как если бы мы наблюдали себя в фильме с замедленной съёмкой. Упражнение должно занимать не 1-3 секунды, 30-60 секунд. Поворачивая слегка голову можно наблюдать движение мышц и всего тела в зеркале. Мы видим, как наши мускулы напрягаются и увеличиваются в размерах и своим воображением посылаем в них прану, которую можно представить в виде золотистого потока, идущего в мускулы. После выполнения упражнения остёмся в последней фазе на минуту, а затем медленно возвращаемся в исходную позицию, потом повтор 2-3 раза. В конце быстрым встряхиванием мышц рассламляем те из них, которые учавствовали в выполнении упражнения. Заканчивается оно глубоким дыханием.

Примечание: представители некоторых видов спорта могут посмеяться над подобными упражнениями. Однако прежде чем выражать своё мнение, им следовало бы для выявления эффекта медленных упражнений проделать их самим хотя бы неделю-две. Они бы увидели удивительные вещи! Сознание "рисует" формы новых мощных мускулов в соответствии с нашим желанием, когда мы сознательно посылаем энергию в тело, сосредотачивая на этом всё наше внимание. Нет такого органа, который бы не отзывался на эти посылы! Всё зависит от вашего воображения и желания. И, наконец, от того верите ли вы в то что делаете, в то чего нет, для того что могло бы быть!
Поднятие тяжести
Сгибаемся вперёд, охватываем обеими руками воображаемый тяжёлый предмет и вырываем его до уровня плеч, сгибая колени под его весом. Расставив ноги, поднимаем этот вес высоко над головой, на вытянутых руках. Стоя перед зеркалом, наблюдаем своё тело, выполняем упражнение медленно, чтобы оно занимало минуту времени. Потом встряхивание мышц и глубокое дыхание.
Толкание ядра
Стоя в напряжении с воображаемым ядром в правой руке, левая рука вынесена вперёд. Делаем бросок перед зеркалом медленно, в течение минуты. В конце упражнения встряхиваем руками и делаем глубокое дыхание.
Бег
Бег - естественное движение древнего человека. Перед зеркалом мы проходим через все движения бегуна, не покидая первоначального места. Направляем прану во все мышцы, которые учавствуют в упражнении. Заканчиваем упражнение встряхиванием мышц для их расслабления и делаем несколько глубоких медленных дыханий.
Бокс
Стоя перед зеркалом, занимаем позицию боксёра и наносим серию ударов правой и левой руками. Всё то выполняется по возможности медленнее с полной концентрацией внимания и полным напряжением мышц. Заканчиваем расслаблением мышц и полным дыханием. Эта методика поможет в проработке отдельных ударов в любом виде боевых искусств. В каратэ есть психологический приём, усиливающий удар - нужно не просто бить в голову, а представлять, что центр удара внутри головы или за головой. Важно сформировать представление о том, что бить надо не по поверхности, а внутрь поверхности. Не надо торопиться выполнить много ударов. Здесь важно проработать один-единственный (сначала) удар, блок, уход, нырок и т.д. Если вы занимаетесь каратэ или боксом, эта метода поможет вам в постановке невиданного по мощи удара! Не нужно только увлекаться и повторять раз за разом упражнения, приведённые здесь, чередуйте медленные движения с быстрыми, короткие с серией ударов, и всё получится.
Плавание
Лёжа на животе, на скамейке, выполняем движения пловца, постоянно думая о регулировке дыхания. Затем ложимся на спину и выполняем движения пловца на спине, всё делаем медленно. Это очень важное упражнение и его следует выполнять дольше других. Заканчиваем, как всегда, встряхиванием мыщц и полным дыханием. Это упражнение можно делать и воде, если вы умеете хорошо плавать. Это даст точное соответствие дыхания, движения и внешней среды. К тому же в воде расслабление, что называется всегда под "боком". Вообще, тому кто занимается этой методикой плавание очень полезно! Оно даёт эластичность, постановку правильного дыхания. На суше мы то и дело "ломаем" дыхание - то форсируем излишне, то наоборот, забываем и часто задерживаем. Это ведёт в закрепощённости в разговоре, поведении, жизни. После этого упражнения (плавания) нужно делать очень медленное дыхание. Напоминаем об этом, поскольку у начинающих тренироваться всегда есть соблазн отмахнуться от освежающего дыхания после исполнения упражнений. Нужно прочувствовать вкус дыхания. Есть несложное упражнение: лягте удобно на жёсткую поверхность, глубоко вдохните и, слегка сжав зубы, через рот выдохните. После этого несколько секунд дышать не хочется, чувствуете себя довольно приятно. Потом дышите как получится, т.е. отпустите дыхание и ощущайте наслаждение от каждой дыхательной фазы. Несколько минут в день, - и вы вырабатываете в себе особое настроение - смесь спокойствия, уверенности и радости.
Перетягивание каната
Стоя, расставив ноги перед зеркалом, вытягиваем правую руку, схватываем крепко воображаемую верёвку и тянем её изо всех сил, поворачивая туловище чуть вправо. Затем повторяем всё левой стороной. Это попеременное упражнение лучшее для мышц спины, особенно широчайших. Не забывайте выполнять упражнения как можно медленнее, чтобы сопровождать каждую фазу концентрацией внимания. Движения полностью гармоничны. Заканчивая, расслабьте мышцы, полное глубокое дыхание. Похожее упражнение - "вытягивание воды из колодца". Слегка наклонившись вперёд, медленно проходим все фазы, соответствующие вытаскиванию воды из колодца. Схватываем воображаемую верёвку попеременно обеими руками, вытаскиваем её так, что левая рука согнута и находится у груди, правая достигает пола. Лучше представить, что вес ведра не 10, а 100 килограмм! Как всегда в конце - расслабление и глубокое дыхание.

Примечание: При помощи "Супертела" можно проработать любые движения - скажем, вас не устраивает сила кистей ваших рук: растопырьте пальцы обеих рук, начните медленно сжимать, представляя, что внутри ладони - яблоко или свинцовый шар. Постепенно пальцы сжимаются в кулак, а шар "вытекает" сквозь пальцы. После этого желательно проработать мышцы в обратном порядке - ваш кулак в свинцовой оболочке. С усилием разжимайте пальцы, преодолевая сопротивление окружающей среды. Помашите расслабленными кистями, встряхните их. Можно опустить в тёплую воду, представить, что кисть медленно и без остатка растворяется. Ни в коем случае не отвлекайтесь во время упражнений! Иначе все усилия пойдут насмарку! Во время отдыха хорошо представить себя в фантазиях мощным Атлетом с супертелом. Этот образ будет питаться вашим сосредоточением внимания через обратную связь от вас.
Борьба
Перед зеркалом боремся с воображаемым противником. В этом упражнении медленные движения имеют особое значение. Во время между захватами, при напряжении нужно задерживать дыхание, но не более чем на 7 секунд.
Лазание по деревьям
Очень важное упражнение для построения тела. Оно имеет несколько вариантов. Цель - имитирование естественного лазания по стволу дерева, перекладине, косяке двери... Сначала висим без движения несколько секунд, затем, отдохнув немного, снова хватаемся за ветку и висим так долго, как можем. Мысленно имитируем движения, как будто перемещаемся всё выше и выше, затем мысленно спускаемся вниз. В конце встряхиваем мускулы, полное дыхание. Можно обойтись без висов, хотя именно они столь полезны не только для активного лазания, но и в качестве рассламляющего мускулы и позвоночник средства (В последнем случае надо вися делать встряхивающие движения ногами и корпусом, как бы приподнимая его вверх, встать на цыпочки как можно выше и представить трудный подъём на скалу. Руки можно держать прямыми или сгибать, приближая вершину)
Косьба
Отличное упражнение для развития мышц спины и бёдер, для сохранения гибкости позвоночника. Движение направо и налево стимулирует нервы, находящиеся вокруг него. Мы проходим все движения косаря направо и налево, затем наклоняемся вперёд и "срезаем" серпом траву. Всё делаем медленно. Заканчиваем полным расслаблением и глубоким дыханием. Другой вариант: "гремля одним веслом или отталкивание шестом влево, вправо". Не обращайте внимания на простоту упражнений, их эффект вы почувствуете быстрее, чем от занятий "железом" по много часов в день!
Ползание на четвереньках
Взрослые люди могут посчитать выполнение этого упражнения унизительным, недостойным и пр., тем не менее оно очень полезно! Ползание на четвереньках хотя бы пять минут даст такой эффект на циркуляцию крови, головной мозг и систему эндокринных желёз, как йоговские позы с перевёрнутым положением тела Противопоказано выполнять людям с большой степенью близорукости (-5, -7), с гипертонией, с болезнями сердца. При ползании на четвереньках не следует опускаться на колени, а передвигаться на вытянутых руках и ногах, чтобы голова находилась ниже корпуса. В течение двух минут передвигаться на вытянутых руках и ногах, затем также медленно передвигаться на прямых ногах, на немного согнутых руках, а заканчивать упражнение надо ползанием на прямых руках и ногах. Последняя стадия называется "индийское ползание". При длительном практиковании это упражнение даёт отличное развитие мускулатуры. Заканчиваем встряхиванием и глубоким дыханием.

Примечание: Самое идеальное выполнение упражнений - под руководством учителя и одновременно с ним. Например в романе Ефремова "Лезвие бритвы" описан такой гуру, имеющий чудовищные мышцы, с помощью которых он изуродовал автомобиль гангстеров. Концентрируя внимание, ученик наблюдает игру мышц, симметрично развитое тело учителя. С учителем эффективность выполнения упражнений выше, но можно обойтись и зеркалом. Желательно. чтобы сверху или сбоку на ваши мускулы падал свет, выделяющий контрастно игру теней и увеличивающий впечатление от собственного тела. Вы должны увидеть в зеркале прекрасный идеал! Иногда можно отключиться от непосредственного выполнения упражнений данного пособия, поговорить со своим телом (не удивляйтесь этому), успокоить его, внушить веру в успех дела. Необязательно говорить конкретными словами, есть множество вариантов, скажем, вы хотите прочувствовать и успокоить руки: а) ладонью правой руки нежно проводите по тыльной стороне левой, едва касаясь её, тоже самое левой; б) кончиками первых трёх пальцев правой руки нежно гладьте каждый палец левой руки, начиная с большого; в) вытяните правую руку, фиксируя всё внимание на её центре, а затем нежно, медленно, сознательно сгибайте ао очереди все пальцы. Это упражнение нужно выполнять с максимальной концентрацией один раз в день. Руки символизируют волю и их можно тренировать как если бы они были антенны, где каждый палец может передавать различные течения и волны. Моя руки под краном, представляйте, что вы включаете струю духовной воды - поток из светлых и чистых красок, в который вы опускаете руки на долгое время. Не забывайте о развитии гибкости суставов и эластичности мышц, поэтому занимайтесь плаванием, бегом, гимнастикой или хотя бы разминкой. Особое внимание уделите расслаблению, "гаммам расслабления", как писал В. Леви в книге "Искусство быть собой". Например, поднимите руку, ощущая лёгкое напряжение мышц её поднимающих. Замрите на секунду, запоминая это напряжение. А затем легко уроните руку, ощущая, как те же мыщцы рассламляются, отпускают что-то в вас. Запомните это расслабление. Проработайте все мускулы таким образом.
Человек-Оружие

Цель
изложить свои взгляды на психологическую подготовку бойца к экстремальным ситуациям, а также поделиться с читателем некоторой суммой знаний и практических навыков в данной области прикладной психологии.Давайте зададимся вопросом: с какой стати выдающиеся спортсмены, суперчемпионы в каких-либо видах единоборств, равно как и мастера боевых искусств, обладатели самых черных поясов, иной раз щеголяют разбитыми физиономиями? Причем «правят» им лики заурядные уличные драчуны. Почему мастера боя в искусственных условиях – на тотами, на ринге, на ковре – зачастую пасуют в реальных силовых конфликтах? Вот типичный пример. Хороший самбист, сотни раз уверенно заламывавший на тренировке руку условного противника, держащую деревянный нож, оказался скован внутренним напряжением, когда перед ним сверкнула настоящая сталь. И в результате получил ножевое ранение. Почему? Ответ прост: его психологическая подготовка оказалась недостаточной.

Итак, автор работал над этой книгой с надеждой, что она поможет многим людям – и тем, кто владеет в той или иной степени боевыми искусствами, так же и тем, кто забыл, когда в последний раз переступал порог спортзала или додзё, – научиться постоять за себя. Конечно, не рассчитывайте, что, усвоив материал, изложенный в одной лишь этой книге, вы сможете выйти на ринг или на тотами и одолеть мастера спорта по боксу или каратэиста, по праву владеющего черным поясом. Зато, столкнувшись с любым из этих корифеев в лифте, в коридоре, на улице, – в общем, в реальной обстановке, – вы будете иметь неплохие шансы на успех. Иными словами, для многих так называемых обычных людей эта книга, по мнению автора, станет не просто интересной и полезной, но жизненно значимой, ибо сможет помочь им (а то и спасти их) в реальных физических конфликтах или в иных экстремальных ситуациях. Существует лишь одно противопоказание для тех, кто берется изучать этот материал. Людям мягкосердечным, слабым, малоактивным, а главное, намеренным и впредь оставаться таковыми, читать ее не следует.В дальнейшем – для вашей же пользы, дорогие читатели, – автор намерен не излагать материал, но рассказывать о том, как совершить психологическое самопреобразование, не писать, а говорить, как он привык это делать на своих обучающих семинарах.

ВВЕДЕНИЕ

Условий успешного выхода из силового конфликта много Но решающим является все-таки одно. В начале занятий с группой учеников я часто задаю следующий вопрос. Представьте, что на поединок выходят двое соперников. Один – сильный, тренированный, гордящийся мозолями на кулаках. Он собирается просто померяться силами. Второй – вдвое слабее первого. Но он настроен того убить. Как вы полагаете, кто из них победит? Ученики задумываются, что-то прикидывают, вычисляют. А ответ прост: почти всегда победит тот, чья психологическая установка будет более жесткой. Мне вспоминается такой пример.

Один человек был вынужден вступить в конфликт одновременно с троими представителями неформальной силовой структуры. Правда, и сам этот человек был, что называется, тертый калач – незадолго перед тем ему пришлось провести около шести лет в любопытных местах, от которых пословица не рекомендует зарекаться никому. В общем, перед ним стояло трое крепких спортивного вида парней. У одного в руке был пистолет; двое других держали острые режущие предметы. Но они пришли лишь запугать его, поугрожать ему. У этого же человека жизнь выработала установку всегда действовать на поражение.Он молча шагнул вперед, аккуратно снял со стола бутылку водки разбил ее о боковую поверхность черепа первого, получившейся при этом «розочкой» снес нос и глаз другому, а оставшийся осколок воткнул в живот последнему. И все это буквально за два-три мгновения. В результате – трое беспомощных серьезно раненых людей, которые еще несколько секунд назад упивались своею силой и мнимой властью. Каждый из них по отдельности был сильнее, тренированнее, да и просто моложе своего победителя.Но у того было главное преимущество – жесткая психологическая установка.

«Высшая медитация, закалившая дух и тело», на мой взгляд, есть ни что иное, как система самовнушения, позволяющая использовать правильные установки для достижения победы. И первую из них я бы сформулировал примерно так: если не можешь победить честно, то все равно победи, то есть победи любой ценой. Уже одна лишь настройка психики на победу во что бы то ни стало значительно наращивает человеческие возможности, хотя и она не всегда эффективна, вернее, ее не всегда достаточно.

В этой книге мы рассмотрим несколько основных внутренних установок психики бойца, а главное, я попробую научить вас переводить эти установки с уровня сознания на уровень рефлексов, на уровень мгновенных реакций нервной системы.

Мой комплексный метод психологической подготовки бойца, изложенный в этой книге, в чемто также перекликается с Универсальной боевой системой (сокращенно – Унибос), разработанной Андреем Медведевым. Некоторые сходные черты можно обнаружить и в системе Тараса, которая, кажется, тоже называется «Боевая машина». Немало общего с тем, что я предлагаю, – в частности, в искусстве атаки, – можно найти и в славяно-горецкой борьбе, воссозданной Алексеем Константиновичем Беловым. Несомненно, все эти мастера немало сделали для формирования современной универсальной системы боевого искусства – относительно легкой в усвоении высокоэффективной и чрезвычайно жесткой. И все-таки, не будучи профессиональными психологами, они упустили много важных на мой взгляд, аспектов.

То, что я предлагаю читателю в своей книге, принципиально отличается от всех перечисленных методов подготовки бойца. В других школах, по традиции, начинают работу с двигательных рефлексов и, отталкиваясь от последних, переходят к сознанию и разуму. Я, напротив, начинаю с осознания психологических установок, чтобы затем вывести их на подсознательный уровень и перевести в плоскость двигательных рефлексов.

Как-то раз одному молодому участнику состязаний по каратэ выпал жребий встретиться на тотами с противником, значительно превосходящим его квалификацией, опытом и силой. Пользуясь случаем, я провел небольшой психологический эксперимент. Напустив побольше туману, я доверительно сообщил молодому человеку, что храню "таинственное жуткое средство, удесятеряющее человеческие силы, которое не уловит ни один допинг-контроль". Это снадобье, якобы, было передано мне одним из лам Ташилун-по. Перед поединком я тщательно отмерил ему пять капель чайной заварки из специально подобранного флакона причудливой формы. Юноша выпил снадобье и сказал: – Я что-то ничего не чувствую.
– Подожди, – ответил я. – Сядь, закрой глаза и посиди так пару минут. Он послушался меня, и уже через минуту я заметил некоторое изменение в его внешности. У юноши чуть приподнялись скулы, лицо заострилось, стало жестче. Еще через минуту он открыл глаза, встал и спокойным ровным голосом, совсем не похожим на тот, каким он объяснялся со мною еще недавно, произнес: – Ну, все. Я готов. Вскоре объявили его выход, и началось настоящее чудо. Его маститый противник летал по тотами, как мячик, и молодой кара-тэист одержал яркую убедительную победу. После схватки он подошел ко мне и сказал: – Вот это средство! Вот это сила! У тебя есть еще? И тут я допустил ошибку, непростительную для психолога. Вместо того, чтобы поить его этим «таинственным эликсиром» и впредь перед каждым выступлением, я засмеялся и сказал: – То, что ты выпил, – всего лишь чайная заварка. Ты просто поверил в свои силы. К сожалению, этим был сведен к нулю весь эффект внушения. В последующих выступлениях этот каратэист ни разу не добился сколько-нибудь значительных результатов.

Если человек поверил в свои возможности, в свои силы, или же, как в приведенном выше случае, если кто-то сумел заставить его в них поверить, то этим возможностям воистину не будет предела, вернее, предел будет определен верой человека. Это – непреложная истина.

При подготовке к экстремальным ситуациям я в свое время давал ученикам технику хождения по горячим углям. Однажды на занятиях двадцать человек один за другим проходили босиком по десяти метровой дорожке из раскаленных углей. Они шли с отрешенными лицами – каждый с внутренней верой, убежденностью, что он – сверхчеловек, заговоренный, которому не страшно ничто. Девятнадцать человек прошли этот путь, не дрогнув. Но двадцатый где-то посреди него случайно опустил глаза и увидел багровые пышущие жаром угли. В тот же миг на его лице отразился страх; он с криком повалился на бок и выкатился из зоны огня. Страх, только страх и неверие в себя привели этого человека к травме. Вспомнив слова из Евангелия, я подошел к нему, взял за руку и спросил: «Маловер, зачем ты усомнился?» Итак, основа всего – вера. Запомните один из важнейших принципов самокодирования, направленного на повышение своих психо-физических возможностей. Чтобы это работало, надо верить.

Мы – то, что о себе думаем. Если вы в глубине души ощущаете себя слабым, беспомощным, жалким существом, то, какой бы мощью ни обладали ваши мускулы, все равно в битве вы – ничто. Но, как только вы научились верить в то, что вы – настоящий герой, способный справиться с любыми трудностями, так это убеждение становится явью – и для вас самого, и для окружающего мира. Итак, главное – внутренняя вера. Правда, и ее можно толковать по-разному. Вот забавный пример. Как известно, над дверью лаборатории великого Нильса Бора была прибита подкова. Кто-то из журналистов спросил его: – Как же так?! Вы – физик, образованный человек... Неужели вы верите, что подкова приносит счастье? – Нет, – покачал головою Бор, – конечно, не верю. Но подкова-то приносит счастье независимо от того, верю я в это или нет.

Точно так же обстоит дело и с техниками, которые я предлагаю вашему вниманию. Они работают, работают совершенно независимо от того, верите вы мне или нет. Верить нужно только в себя. Каждый человек (как, впрочем, и вообще всякое живое существо) наделен инстинктом самосохранения. Только у человека, помимо этого благодатного инстинкта, имеется еще нечто такое, что стремится дублировать его функции. Это – страх. Страх не следует путать с инстинктом самосохранения. По сути, эти психологические явления диаметрально противоположны, хотя и имеют некоторое внешнее сходство.

Допустим, вы оказались в экстремальной ситуации. Что внушает вам инстинкт самосохранения? – Рвануться вперед и сокрушить преграду. А что диктует вам страх? – Сжаться в комок, закрыть глаза, застыть на месте – то есть покориться.

Человек развил в себе ум, разум, ставший для него одновременно и благословением, и проклятием. Несомненно, разум дает человеку силу, но одновременно и осламляет его. Умение эффективно действовать в бою всегда является производной функцией от способности отключить свой разум. Повторяю, разум – это одновременно и двигатель и тормоз в развитии человека. Причем тормоз – в значительно большей степени, нежели двигатель. Дело в том, что страх – это порождение разума. Инстинкт же самосохранения – порождение тела. В иррациональной психологии есть такое понятие «мышление туловищем», или мышление на уровне рефлексов,( ну что камрады-пикаперы? ничего вам это не напоминает?) которое предполагает выключение разума и, как следствие, отсутствие страха. Об этом подробнее мы побеседуем в главе, которая называется «Постановка боевых рефлексов тела».Запомните: никогда и никого страх не делает сильнее – он только осламляет человека. Существует много специальных форм тренинга именно для того, чтобы побороть в себе страх. Некоторые из них в виде формул самовнушения и аутотренинга будут предложены вашему вниманию в этой книге.

Дорогие читатели, умение победить в себе страх является одним из наиболее важных. Непонятно, каким образом разуму человека удалось установить тотальную власть над его действительно «мудрым» телом. Для примера давайте разберемся: почему человек тонет? – Да потому, что он боится утонуть, и этот страх заставляет его как можно выше задирать из воды голову. В результате происходит неоправданный расход сил. Человек слабеет и не может противостоять стихии. Думаю, что профессиональные спасатели на воде в этом со мной согласятся. Почему пешеходы гибнут на дорогах? Чаще всего человек успел бы еще выскочить из-под колес, если бы не страх, парализовавший его. Именно страх заставил беднягу либо застыть на месте, либо бессмысленно задергаться вперед и назад. В результате он пострадал. Почему в уже приведенном мною примере великолепный самбист пропустил удар ножа, столкнувшись в реальном конфликте с противником, уступавшим ему во всем? Ведь этот самбист столь уверенно действовал на тренировках против серьезных соперников... Парня подвел страх, ослабивший его тело. Инстинкт самосохранения – нечто совсем иное. Вам предстоит научиться его в себе пробуждать и культивировать. А это – важнейшее умение бойца. Чтобы обрести его, нужно пробиться сквозь пелену умственных наслоений к своему первозданному животному сознанию, которое одновременно является сверхчеловеческим.

Теперь я вкратце изложу одну простую социальную схему, точнее схему социальной психологии, как я ее понимаю. Любое общество – рабовладельческое, демократическое, тоталитарное – можно условно уподобить отаре овец. Отару же составляют (или сопровождают) четыре категории существ. Во-первых, овцы. Их стригут, пасут, режут, перегоняют с лужка на лужок. Во-вторых, пастухи, которые решают, куда погнать стадо – в горы, на заливные луга, или же – к демократии, к коммунизму... В-третьих, сторожевые собаки, которые, следуя воле пастухов, непосредственно управляются с овечками и, в то же время, охраняют стадо. От кого? – От четвертой категории, от волков. С последними сторожевые собаки часто грызутся, но еще чаще мирно сосуществуют. Таков в общих чертах основной принцип построения любого общества.

Подумайте: к какой категории относите вы себя. К овцам? – Тогда закройте эту книгу и уберите ее куда-нибудь подальше. К пастухам? Если так, то вам стоит ее внимательно прочесть, хотя бы для того, чтобы уяснить для себя, какими возможностями будет обладать тот, кто решит не оставаться больше овцой. К сторожевым собакам? Что ж, тогда вам это пригодится. Если же к последней категории, то знайте, волки, эта книга – ваша, ваша и тех, кто, не желая оставаться в овечьем стаде, стремится к вам примкнуть. Чтобы выполнить любое неординарное действие, человек должен преодолеть множество барьеров. Первый из них – это барьер страха. О нем мы уже подробно говорили. Кстати, преодолеть его легче прочих.
Второй барьер – догмы и комплексы.
Любой человек изначально намеренно «закомплексован»; он постоянно сам перед собою воздвигает барьеры – психологические, физические, эмоциональные, психо-эмоциональные. Умение преодолевать их является важнейшим, ибо только с его помощью высвобождаются внутренние силы человека. Эти силы незримо присутствуют в каждом из нас, лишь изредка проявляя себя в экстремальных ситуациях. Вы не можете раскрепостить полностью мышление своего тела, пока над вами довлеют заповеди, законы, нормы. Как только вы сумеете отринуть их, вы сразу же ощутите свободу.(опять что-то знакомое,да? ) Нет незыблемых этических принципов «хорошоплохо». Чтобы овладеть системой необходимо понять, что все введенные в вас прежде установки и принципы лишены для вас какого-либо смысла. Любой общественный свод законов – от уголовного кодекса до норм поведения в гостях – основан на изначальных заповедях. Важнейшая из них – «не убий». Хорошая заповедь? – Согласен, неплохая. Но кто ее придумал и для чего? – Логично предположить, что она установлена пастухами для овец, чтобы не сокращалось их поголовье.

В старые добрые времена правоохранительные органы со своей работой хронически не справлялись. Зато существовал обычай, согласно которому человек, поймавший вора, имел право отрубить ему руку, или голову, или как-то еще ему крепко досадить. Но вор тоже жил не в пустыне – у него были друзья и родственники. И опять заметно пустела земля. А потому, чтобы не возникало подобных ссор, пастухи сказали: «Не укради! « Есть еще заповедь «не прелюбодействуй». Конечно, не всем она по вкусу, но кое – кто считает ее справедливой(хе-хе! ну это-то уж точно не пронас ). Поскольку наследство от отцов переходит к детям, – а это обычай всех времен и народов, – отец должен быть уверен в том, что наследник зачат именно им. А потому прелюбодейство всегда каралось очень сурово. Во многих странах, например, муж, заставший жену с любовником, был вправе убить их обоих. Ничего хорошего в отношении поголовья стада это, конечно, тоже не приносило. И пастухи возгласили: «Не прелюбодействуй! « Наконец, чтобы управлять овцами стало еще проще, они опробовали на стаде новую установку: «А возлюбите-ка вы друг друга... « Итак, «возлюби ближнего своего... « Будь с ним вежлив, обходителен, учись его понимать, помогай ему, не путайся у него под ногами. Усвойте это все разом, и тогда легче будет перегонять вас с лужка на лужок... Теперь, – так ли абсоютны эти заповеди? «Не убий!.. « Представьте себе мирного доброго человека, у которого была истреблена вся семья, и который впервые взялся за оружие, чтобы отомстить. Повернется ли у вас язык сказать ему: «Не убий»? Надеюсь, что нет. «Не укради» – хорошая заповедь. А можете вы повторить ее голодному ребенку, который тянется за куском хлеба? Можно подобрать много ситуаций, оказавшись в которых, целесообразнее согрешить (не говоря уже о том, что приятнее), нежели соблюсти седьмую заповедь.

Наконец, что вы скажете о человеке, который, «возлюбив ближнего своего», поможет тому вогнать нож в собственный живот? Запомните: в этом мире не существует ни добра, ни зла. Все заповеди придуманы пастухами, чтобы легче было управлять стадом. Если вы желаете оставаться примерной овцой, то вам незачем читать эту книгу. Если же вы решили пробудить в себе другие качества, то будьте внимательны, ощутите каждое мое слово так, будто оно звучит внутри вас, представьте себе голос, который эти слова произносит, и тогда вам будет понятно все, о чем я говорю. Изначально нет в этом мире ни добра, ни зла. Представьте, вы поймали в прорезь прицела голову человека и спустили курок. Что же вы совершили: добро или зло? С одной стороны, вроде бы как и зло – ведь человек лишился жизни. С другой, – возможно, этот человек готовился «наворотить» столько зла, что ваше действие, не допустившее этого, человечество может рассматривать как великое благодеяние.

Теперь допустим, что вы с риском для жизни вытащили из воды человека. Добро вы сотворили? Может, и так, а возможно – мир еще содрогнется от деяний того, кому суждено было бы утонуть, не вмешайся вы в это дело. Нет ни добра, ни зла. Возьмем к примеру двух снайперов, работающих в одной горячей точке. Оба они каждый день нажимают на спусковой крючок, ловя в перекрестье прицела людей с немного другим цветом кожи, формой носа и разрезом глаз. Первый переживает, страдает, мается. Он сознает, что убивает людей. И потому ему плохо, невыносимо тяжело. У него сдают нервы; он не может нормально есть и спать. Что ж, в конце концов он допустит какую-либо ошибку. И для него – снайпера – первая же ошибка окажется и последней. Иначе говоря, его настигнет воздаяние. «Такова его карма», – сказали бы о нем последователи восточных учений.

Другой снайпер в той же горячей точке каждый день делает то же самое. Но при этом для него нет людей, которых он уничтожает. Этот снайпер просто выполняет свою работу, если он кон-трактник, или же свой долг, если он офицер. Он с аппетитом ест, нормально спит – в общем, не испытывает никакого дискомфорта. Постигнет ли его воздаяние? – Скорее всего, нет.

В какой-то момент действий вами должно овладеть полное безразличие, безразличие к результату(заниежение значимости! Цель отодвигается на задний план,а приоритет средств-преобладает ). Только тогда ваши действия станут по-настоящему эффективны – эффективны тотально, абсолютно, на все сто процентов. Тот, кому доводилось выступать на тотами, на ринге или на борцовском ковре, наверное, согласится со мною: наиболее впечатляющие результаты достигаются не тогда, когда вы заранее взвешиваете шансы – свои и соперника – и очень хотите победить. Но бывает так, что победа заранее кажется невозможной. Вы махнули рукой и решили: «Будь, что будет, я пошел... « И неожиданно для себя самого блестяще выиграли схватку. В тот момент, когда вы наполняетесь внутренним безразличием, когда вы отторгаете все побудительные причины, все связи, все корреляции, все формы мышления, вами овладевает лишь одно – бой. Как-то раз ко мне обратился руководитель некоей неформальной силовой структуры с просьбой подготовить группу своих сотрудников для успешного разрешения конфликта с другой силовой структурой(уличные разборки ИМХО дальше писать не буду,потому что материал не предназначен для общего прочтения и может привести к негативным последствиям в руках неподготовленных людей)............. Когда же после многочасового сеанса и короткого сна без сновидений они вышли на свою рискованную встречу, их противники ощутили почти что суеверный ужас. Пустые глаза, расслабленные мышцы, способные мгновенно напрячься, отрешенные лица, выражающие лишь внутреннюю готовность умереть – здесь, сейчас, в эту самую секунду... И чрезвычайно жесткие в иных случаях «силовики» отступили, просто отказались от своих претензий.

Существует очень старая притча о трех великих бойцах. Когда-то давным давно в Срединной Империи – так в ту пору называли Китай – собрались на турнир со всего света самые лучшие, самые могучие бойцы. Судил состязания великий китайский мудрец. Наконец, после многих тысяч боев он выбрал троих самых великих воинов и попросил каждого из них рассказать, как тот тренируется. Первым поднялся огромный свирепого вида боец и сказал: – Каждое утро на восходе солнца я ломаю деревья, камни, доски – все, что попадается мне на пути. Вокруг моего жилища на день пути все обращено в прах, в пустыню. – Прекрасно, – сказал мудрец. – А как тренируешься ты? – спросил он другого бойца. Поднялся высокий худощавый человек, более похожий на монаха или аскета. – Каждое утро на восходе, – сказал он, – я предаюсь медитации. Я беру свое тело под контроль разума и воли и заставляю его быть легким и быстрым, как мысль. – Прекрасно, – сказал мудрец. – А как тренируешься ты? – спросил он третьего воина. Поднялся самый обычный ничем не примечательный внешне человек. Если бы он еще совсем недавно не выиграл тысячу поединков, никто бы и не подумал, что это – воин, да еще великий. – А я вообще не тренируюсь, – сказал третий. – Просто я стараюсь присутствовать во всем, что делаю.

Итак, эффект присутствия, эффект пребывания человека в том, что он делает – еще одна важнейшая составляющая любой психологической подготовки, в том числе и подготовки бойца. Как только у человека появляется страх, – а это неизбежно происходит, когда им овладевает разум, – он перестает присутствовать в том что делает. Его сознание как бы раздваивается. Вот с этим-то дроблением сознания и необходимо бороться.

Когда я поведал эту притчу на одном из обучающих семинаров по программе «Боевая машина», один из слушателей поднялся поклонился мне и вышел из зала. Больше я его не видел на своих занятиях. Спустя некоторое время я случайно встретил этого парня на улице, спросил, почему он так поступил, и услышал в ответ: – Мастер, в тот момент я понял все, чего мне не хватало, чтобы стать великим воином.
– А теперь ты им стал? – спросил я. Несостоявшийся мой ученик улыбнулся, шагнул к овощному лотку, возле которого мы остановились, подобрал с него сырую картофелину и сжал ее голой рукой. Грязноватая жижа просочилась меж его пальцев и потекла по руке. Этот юноша уяснил для себя механизм присутствия и научился вводить его в свое тело. Больше ему никогда, ни у кого и ничему учиться не нужно. З

Так уж случилось, что боевые искусства в течение веков и тысячелетий развивались на Востоке. Казалось бы, логично предположить, что именно там должны рождаться наиболее могучие бойцы. Как бы не так! Почему-то на международных состязаниях по дзюдо, по каратэ, по рукопашному бою без правил побеждают обычно американцы, немцы и наши с вами соотечественники. Где же они – великие восточные мастера боя, якобы, умеющие творить чудеса? Бытует легенда: дескать, эти корифеи избегают публичных выступлений, считая ниже своего достоинства состязаться с европейскими недоучками. И правильно делают. Иначе последние мигом «настучат» мастерам по голове, и никто уже не будет почитать их таковыми.

В чем же изъян восточных боевых школ? – В том, что они буквально пропитаны авторитарным духом. Кого можно воспитать бесконечными поклонами сэнсею, сэмпаю, жене и брату того и другого, а также портрету учителя и портрету его учителя? Можно ли так вырастить непобедимого воина, для которого не существует и самой возможности поражения, даже от выдающегося противника? – Никоим образом.

Возьмите для сравнения западный культ силы, в центре которого всегда – герой-одиночка. В далекие века он звался сэром Ланселотом или Роланлом; сегодня его зовут Рэмбо или Бонд. Но характер этого лихого парня нисколько не изменился. Прискакал, вломился, влетел, порубил головы всем драконам или перестрелял мерзкую банду – в общем, жестоко покарал злодеев. Всегда один, не прибегая ни к чьей помощи, не признавая никаких авторитетов... В крайнем случае лишь снисходительно прислушиваясь к советам чудака-друга или престарелого мудреца. Такова концепция героя на Западе.

Как вы думаете, в чем основная причина поражения России в Чеченской войне? Конечно, их много можно назвать, этих причин – политические, экономические, социальные, еще какие-то другие. Но я назову одну-единственную причину, которой вполне достаточно. В России человеку почти что с пеленок начинают внушать: ты – никто, ты – ничто, в лучшем случае ты – лишь винтик машины, а в худшем – просто пустое место. А чего стоят наши пословицы, вроде «Не в свои сани не садись», «Всяк сверчок знай свой шесток» и т. д. и т. п.! Убежден, что у чеченского народа подобных пословиц нет и быть не может.

На Кавказе чуть ли не с колыбели мальчику внушают: ты – мужчина, ты – воин, ты не можешь бояться, ты не должен плакать, пусть плачут девчонки, ты – бесстрашен, ты – непобедим... С двухтрехлетнего возраста в сознание ребенка постоянно вводятся подобные установки. А потому победить такой народ практически невозможно. Можно лишь истребить его до последнего воина. Но, пока этот воин жив, он будет сражаться. Итак, в своей системе подготовки бойца во главу угла я ставлю психологию, то есть специальные психологические установки. Поразмыслите над этим введением, прежде чем перейти к чтению первой главы. Надеюсь, вы согласитесь со мною в том, что успех любого нашего дела в этой жизни зависит, прежде всего, от нашей психологической подготовки.

взято с tracers.ru